Основные причины преждевременного разрушения пневматических шин

«Правила эксплуатации автомобильных шин» - это утвержденный министерством транспорта Российской Федерации документ, положение которого обязательны к выполнению каждым автовладельцем. Длительная эксплуатация шин может быть невозможна, если не соблюдать упомянутые «ПРАВИЛА», т.к. несвоевременно оказанное техническое обслуживание и ремонт шин приводят к быстрому их износу.

Монтаж шин производится на обод диска колеса. Шина и обод вместе представляют автомобильное колесо, которое и является движителем автотранспорта. Эксплуатация колес происходит в различных дорожных и погодных условиях, порой очень сложных. Разного рода препятствия подвергают автомобильные шины существенным нагрузкам при движении: камни, гвозди, неровности дорожного покрытия, бездорожье, острые кромки рельсов, крышки люков канализации и т.д. часто оказывают губительное влияние на состояние шин автомобиля.

Казалось бы несущественные повреждения шины, такие как мелкие порезы и царапины, сколы на протекторе и т.д. постепенно увеличиваются, а предметы, застрявшие в протекторах резины со временем проникают в покрышку, тем самым ее разрушая.
Высокая летняя температура, несбалансированное давление внутри шин, перегрузка автомобиля, резкие торможения или ускорения способствуют чрезмерному нагреву резины, что также приводит к сокращению срока эксплуатации шин.
Естественный износ протектора позволяет эксплуатировать шины весь гарантийный период, до проявления на протекторе индикатора износа, который установлен «ПДД» для различных видов транспорта. Когда достигается предельное состояние износа протектора, прекращается эксплуатация автомобильных шин.

Соблюдение этих условий позволяет обеспечить безопасность движения в сложных погодных и дорожных условиях (мокрые, грязные, заснеженные и обледеневшие дорожные покрытия).

Методом наложения свежего протектора (RETREAD) можно в полной мере отреставрировать изношенную шину, при условии незначительных повреждений бортов и каркаса. У некоторых видов шин можно углубить протектор путем нарезки (REGROOVABLE).

Для продления срока эксплуатации резины необходимо ознакомиться с причинами,  вызывающими их преждевременное изнашивание и разрушение (за исключением  случайных) и попытаться определить и предупредить их в будущем.

Основываясь на многолетнем опыте и наблюдениях за службой шин, можно назвать причины прихода шин в негодность раньше гарантийного срока:


     • неправильный монтаж (демонтаж) резины на ободы;

     • игнорирование норм уровня давления внутри шин;

     • перегрузка автомобиля;

     • неотбалансированные колеса;

     • неисправные узлы и механизмы ходовой автомобиля (развал-схождение колес,    

       износ амортизаторов и т.п.)

     • небрежное отношение к автомобилю.

Влияние на шины нарушений правил монтажа покрышки на обод колеса

Как показывает практика, неправильный монтаж (демонтаж) ведет к наружным повреждениям бортовых зон покрышек, герметизации в бескамерных шинах, в камерах, бортов ободов.

К основным причинам, вызывающим сокращение срока эксплуатации шин можно отнести:

  • обод и покрышка не соответствуют друг другу;
  • монтаж покрышки на деформированный или ржавый обод;
  • применение неисправного инструмента и оборудования при монтаже (демонтаже);
  • несоблюдение технологии при монтаже (демонтаже);
  • попадание частиц грязи в процессе монтажа шины на обод.

деформация закраины
а) деформация закраины

деформация закраины
б) деформация закраины

плохо зачищенный             сварной шов
в) плохо зачищенный сварной шов

гребенчатая             «выработка» внутренней поверхности закраины от взаимодействия с бортом             покрышки,             имеющей не соответствующую конфигурацию
г) гребенчатая «выработка» внутренней поверхности закраины от взаимодействия с бортом покрышки, имеющей не соответствующую конфигурацию

Дефекты ободов

Рассмотрим характерные случаи нарушений при монтажных работах

Одним из часто встречающихся нарушений является монтаж камер меньшего посадочного диаметра, чем у обода и покрышки. Данное нарушение монтажа приводит к тому, что при накачивании шин толщина стенок таких камер существенно уменьшается. Прокол или перегрузка для такой камеры заканчивается разрывом. К тем же последствиям может привести монтаж камеры с меньшим размером поперечного сечения в покрышку с большим поперечным сечением.

В случае, когда объем накачанной камеры превышает объем внутренней части покрышки, внутрь которой устанавливается камера, это приводит к образованию складок по беговой и бандажной части камеры. Складки вызовут перетирание стенок камеры и потерю герметичности. Складки защемляются во время монтажа между ободом и бортовыми частями покрышки, в результате чего камера быстро разрушится.

Не стоит ставить в новую покрышку старую, многократно реставрированную камеру, т.к. дефекты, вызванные старой камерой, станут причиной частого демонтажа. А частый демонтаж приведет к быстрому износу бортов шины. Кроме этого, частые повреждения изношенной камеры увеличивают вероятность и частоту снижения давления в автомобильной шине.

Монтаж покрышки на узкий обод, который не совпадает с шириной шины, приведет к нарушениям в поперечном сечении полностью накачанной шины. В результате стенки шин будут быстро разрушаться.

Зачастую, борта покрышки повреждаются из-за монтажа на обод, бортовые края которого повреждены значительной коррозией или имеют повреждения механического характера (Фото 2, 3). Ржавчина способна разъедать посадочное место борта покрышки, что увеличивает трение борта покрышки о полку обода. Это повышает очаговую температуру, которая может вызвать расплавление резины и «прикипание» борта к посадочной полке обода.

 

Фото 2. Закраина обода имеет значительную             коррозию.  На такой обод нельзя монтировать шину

Фото 2. Закраина обода имеет значительную коррозию. На такой обод нельзя монтировать шину

Фото 3. Повреждение борта покрышки из-за не соответствия             профиля закраины обода и борта

Фото 3. Повреждение борта покрышки из-за несоответствия профиля закраины обода и борта

 

Деформированный обод перетирает борт покрышки, что ведет к разнашиванию бортовых ленточек, а заусенцы на ободе вызывают мелкие порезы, которые приводят к  разрыву камеры.
Использование непредназначенного для монтажа, неисправного инструмента и оборудования, нарушения в технологии монтажа приводят к механическим повреждениям  посадочных элементов бортов, слоя, герметизирующего покрышки, стенок камеры, к повреждениям бортов обода и т.д.

Если не соблюдать чистоту и аккуратность в процессе монтажа покрышки на обод, то всевозможный мелкий мусор, попадающий во внутреннюю часть покрышки, может при эксплуатации разрушать герметизирующий слой или стенки камеры.

Избыточное количество талька или иного материала, используемого для изолирования покрышки от камеры, также может повлечь повреждения поверхности камеры. Также, из-за этого посадочные поверхности бортов обода и шины не смазываются минеральными маслами.

Несоблюдение норм давления в шине

Преждевременный износ автомобильных покрышек вызывает также пренебрежение нормами давления в них.

Пневматические шины выполняют функции снижения уровня ударов и толчков, повышают сцепление с дорогой и обеспечивают комфортную езду в полной мере в том случае, если они будут накачаны воздухом или газом до необходимого уровня давления, который должен соответствовать заданной скорости и нагрузке.

Далее опишем случаи, при которых происходит снижение уровня давления в шине:
            * естественная утечка воздуха или газа из автомобильной шины через повреждения в стенках камеры;

            * утечка через отверстие вентиля, расположенного в ободе (камерная шина);

            * утечка через слой герметизации, боковины и каркас (бескамерная шина);

            * утечка через золотник;

            * утечка через отверстия для монтажа шипов (в зимних ошипованных шинах);

Естественная утечка газа или воздуха может происходить незаметно и весьма продолжительно.

Сквозное повреждение покрышки и камеры или бескамерки (производственный брак),  или во время эксплуатации (случайное механическое повреждение) ведет к заметному падению давления. В шине с камерой уровень давления падает быстрее, чем в бескамерной шине. Нарушение герметичности обратно-перепускного клапана, посредством которого происходит поступление воздуха или газа внутрь шины. Отсутствие колпачка также может повлечь снижения уровня давления в шине. Негерметичный, с механическими повреждениями обод (выступы, впадины, непровары, сквозные трещины, повреждения в бортовых закраинах) приводит к потере газа или воздуха в бескамерной шине. Несоответствующие размеры вентиля по отношению к отверстию в ободе (бескамерная шина); несоответствие размеров бескамерной шины и обода; различия в конфигурациях борта шины и обода; неправильная балансировка колес;
недостаточная прочность связи между резинкой вентиля и его втулкой – все эти факторы влекут за собой потерю требуемого давления в шинах.

Характерными внешними признаками падения уровня давления являются:

  • потеря устойчивости машины, появление увода в сторону от прямого движения;
  • ухудшение наката – затрудняется движение по инерции, управляемость и динамика торможения;
  • снижается плавность движения; - увеличивается расход топлива;
  • возникновение «аквапланирования» на небольшой скорости.

Резкое ухудшение работоспособности шин из-за снижения давления в ней

Характер износа протектора

Рис. 1. Износ протектора имеет следующий характер:

а) недостаточное давление внутри шины;

б) избыточное давление внутри шины

 

Темная полоса на внутренней поверхности  боковой стенки и начало разрушения нитей корда каркаса при эксплуатации  шины с пониженным давлением

Фото 4. На внутренней стороне боковой стенки имеется затемненная полоса и повреждение нитей корда каркаса, связанное с эксплуатацией шины, имеющей пониженное давление

 

Увеличение радиальной деформации шины, знакопеременной деформации боковых поверхностей покрышек, возрастание гистерезисных потерь в составе шины приводит к увеличению температуры, до которой может нагреваться материал шины, увеличению износа резины и уменьшению ее связи с кордом каркаса. Беговая дорожка протектора подвергается неравномерному и интенсивному износу вследствие искажения профиля поперечного разреза шины.

Причиной расслоений в каркасе, отслоения боковин и протектора является уменьшение прочностей связей между отдельными частями шины из-за ее высокого нагрева при эксплуатации с недостаточным давлением. Внешне определить расслоения в каркасе возможно, сняв ее с обода, по характерному признаку: темные полосы на внутренней стороне камеры и покрышки. При дальнейшей эксплуатации такой шины нити корда каркаса отслоятся от слоев боковин и внутреннего слоя, перетрутся и вовсе разорвутся. В дополнение к этому еще может произойти кольцевой излом каркаса. Этот излом проиллюстрирован на фото 3, 4, 5, 6, 7 в виде характерной продольной трещины на боковой стороне покрышки. Сдвоенные шины особенно сильно подвергаются износу при их эксплуатации с пониженным давлением. Разрушение их каркасов происходит от соприкосновения и дополнительного трения их боковых стенок.

участок перетирания и разрыв нитей корда каркаса

Фото 5. Перетирание нитей и разрыв корда каркаса

 

Кольцевой излом боковой стенки покрышки при эксплуатации  шины с пониженным давлением

Фото 6. Изображение кольцевого излома боковой стороны покрышки при эксплуатации шины с недостаточным давлением

 

Вид на кольцевой излом боковой стенки покрышки по фото 5  при деформации боковой стенки

Фото 7. Кольцевой излом боковой стороны покрышке в результате деформации боковой стенки

 

Вариант разрушения внутренней поверхности покрышки при  эксплуатации шины при пониженном давлении

Фото 8. Радиальные трещины на внутренней стороне покрышке, появившиеся в результате эксплуатации шины с недостаточным давлением

Срок службы шин значительно уменьшается по мере уменьшения давления в них. Опытным путем доказано, что снижение ресурса шин на 30% происходит при уменьшении давления в шине всего на 20%. Радиальные шины являются наиболее чувствительными к эксплуатации при недостаточном давлении.

При эксплуатации шин запрещается даже кратковременное уменьшение давления в них, так как начало разрушения шин невозможно заметить по внешним признакам. Если шины были в эксплуатации при пониженном давлении, их не удастся спасти даже восстановлением давления до нормы. Однажды возникший дефект шины приведет в результате дальнейшей эксплуатации к ее ускоренному износу и преждевременному выходу из строя.

Вероятность повреждения боковых стенок шин и бортовых закраин ободьев, при езде на шинах с недостаточным давлением по дорогам с твердым покрытием, находящимся в аварийном состоянии, в случае попадания на значительные выбоины или ухабы значительно выше.

При недостаточном давлении в шине покрышка может самопроизвольно соскочить с обода при случайном наезде на бордюр или при повороте.

 

При наезде на бордюр можно повредить боковую стенку шины

Фото 9. Повреждение боковой стороны шины при случайном наезде на бордюр

 

Часто шины подвергаются разрушению при очень резком понижении давления, которое может произойти в результате прокола шины в движении. Врезание бортовых закраин обода в боковую поверхность покрышек происходит из-за движения автомобиля с полностью спущенными шинами. Это может привести к разрушению борта и каркаса покрышки, повреждению или отрыву вентиля.

Повреждение боковой стенки покрышки при эксплуатации шины  без давления

Фото 10. Поврежденная боковая сторона покрышки в результате движения автомобиля с полностью спущенной шиной

 

Повышение износа шин при избыточном давлении

Интенсивный износ шины происходит при движении автомобиля с давлением, превышающим норму, так как такая эксплуатация шин приводит к уменьшению площади соприкосновения протектора с дорогой и увеличению давления в центе протектора. Из-за повышенного давления в шине увеличивается напряжение в нитях брекера и корда каркаса в результате их большого растяжения. Это может привести к их разрыву и повреждению при попадании на различные дорожные препятствия. Шины с увеличенным давлением значительно чаще подвергаются порезам и проколам.

За счет небольшой площади пятна контакта снижается сопротивление качению, расход топлива уменьшается и соответственно увеличивается пробег автомобиля. Однако из-за ослабевания сцепных свойств шин увеличивается тормозной путь при езде по дорогам, имеющим твердое покрытие. При езде по ухабистым дорогам все ее неровности передаются сильными ударами на рулевое управление, подшипники и подвеску, при этом значительно ухудшая плавность движения.

Пробои протектора при избыточном давлении в шинах значительно увеличиваются в весенний период, так как в этот период начинает оттаивать щебень и камни.

Износ шин при перегрузке транспортных средств

Если нагружать машину или ее прицеп больше значения допустимой ее грузоподъемности, то произойдет перегрузка шин. Это же может произойти и при неправильном расположении груза в прицепе или самой машине, при использовании шин с небольшой шириной профиля или с небольшим наружным диаметром. Если используются сдвоенные колеса, то также может произойти перегрузка из-за уменьшения давления в одной из шин.

Следствиями перегрузки шин могут быть увеличение радиальной деформации боковых поверхностей шин, резкое колебание кузова, затруднительное управление транспортным средством.

Износ и повреждение шин в результате перегрузки равносилен повреждениям шин при использовании их с недостаточным давлением. Однако при перегрузке износ и повреждения шин гораздо значительней, чем при эксплуатации шин с пониженным давлением, так как при перегрузке значительно быстрее происходит повышение температуры разогрева шин и механическое и тепловое напряжение в деталях шин намного выше, чем те, что возникает при недостаточном давлении в шинах.

Из-за перегрузки шин при эксплуатации подвергаются постепенному разрушению их боковые стенки. При движении по дорогам с некачественным покрытием на перегруженных шинах повреждаются плечевые зоны протектора. А эти повреждения при движении автомобиля на высокой скорости могут привести к аварии.

Повышая давление в шинах, перегрузку транспортного средства не компенсировать. Если же такой перегрузки все-таки не избежать, то лучше всего будет уменьшить ее влияние снижением скорости движения.

Возникновение повышенного динамического дисбаланса шины в сборе с колесом

Перед монтажом на ободья покрышек необходимо провести их балансировку, таким образом, устранив при помощи балансировочных грузиков динамический дисбаланс колеса. Однако балансировка шины и колеса нарушается при эксплуатации. Особенно ярко это выражено при 8-10 тысм пробега новых шин. Здесь можно отметить основные причины, приводящие к разбалансированию:

- протектор неравномерно изнашивается по окружности и по ширине;

- от деформации, возникшей при ударе, возникает биение колеса;

- шипы противоскольжения выпадают из протектора;

- балансировочные грузики сдвигаются или теряются;

- неправильно закреплен колпак или он подвержен собственному дисбалансу.

Распознать дисбаланс колеса можно по повышенным вертикальным, угловым колебаниям передних колес и возникновению гула, идущего от разбалансированного колеса. В зависимости от того, с какой скоростью движется автомобиль, меняется и тональность гула. Гул станет слышимым уже при скорости 40 км/ч. Когда скорость превысит 60 км/ч, на рулевом колесе будет ощутима вибрация. Автомобиль может начать сносить в сторону.

При динамическом балансе и биении колес могут возникнуть затруднения в управлении автомобилем, ход автомобиля становится менее плавным. Это может неблагоприятно сказаться на состоянии груза, находящегося в машине, и изрядно утомить как водителя, так и пассажиров. При дисбалансе колес надежность шин, узлов подвески, подшипников и привода на рулевом управлении уменьшается, обслуживание автомобилей увеличивается в расходах, дорожное движение становится небезопасным.

Из-за дисбаланса колес появляется дополнительная нагрузка на ось, возникают колебания колес, а транспортное средство может потерять устойчивость. Это может быть особенно опасным при движении автомобиля по мокрому, заснеженному и обледенелому дорожному покрытию.

При дисбалансе колес на кузов поступает дополнительная вибрация, которая в дальнейшем приводит к усталости металла и трещинам на кузове. Из-за постоянных вибраций крепление колес становится менее прочным. Воздействие «паразитных» колебаний зачастую приводит к отказу системы электрооборудования.

Ведущие колеса в большей степени попадают под воздействие дисбаланса. Дисбаланс и биение колес создают на них дополнительные ударные нагрузки. Это приводит к повышенному износу протектора шин. При увеличении скорости, температуры окружающей среды и скорости возрастает и отрицательное воздействие дисбаланса. Причиной появления удлиненных парных полос износа на протекторе шины может являться повышенный динамический дисбаланс и радиальное биение шины и обода.

 

при повышенном динамическом дисбалансе  колеса, эллипсности тормозного барабана или биении тормозного диска при большом динамическом дисбалансе колеса в  сочетании с неисправными амортизаторами при повышенных угловых колебаниях передних  колес при частых резких торможениях

 

Рис. 2. Износ протектора в виде пятен при неисправных шасси автомобиля:
а) при увеличении динамического дисбаланса колес и биении тормозного диска.
б) при сочетании неисправного амортизатора и большого динамического дисбаланса колес.
в) при увеличенных угловых колебания на передних колесах.
г) при учащенных резких торможениях

 

Совместное воздействие нескольких факторов может привести к многоточечному одностороннему (Рис. 2в) и двухстороннему износу протектора. В зависимости от превалирующего износа изменяется количество пятен износа, достигая в некоторых случаях двух десятков.

Неизменные углы установки, как на передних, так и на задних шинах колес могут привести к появлению двухстороннего износа протектора. Задние колеса помимо дисбаланса и неисправности амортизаторов могут быть подвержены и боковому биению шин.

Передние колеса больше подвергаются влиянию дисбаланса, чем задние. Повышение местного износа протектора шин может наблюдаться как на передних, так и на задних колесах.

Если покрышка имеет значительные повреждения в виде разрыва или пореза, то шина может разрушиться в ослабленном месте при неуравновешенной центробежной силе.

Влияние неисправностей механизмов и узлов ходовой части автомобиля

Заводская регулировка установки автомобильных колес нарушается при их эксплуатации. Так как узлы подвески, шарнирные соединения рулевой трапеции и поворотных цапф и подшипники колес подвергаются износу, то поворотные рычаги и балки переднего моста подвергаются деформации. В результате этого люфты в соединениях увеличиваются и исходные размеры изменяются. Также могут меняться и углы установки передних колес. Этому способствуют следующие причины:

- в результате дорожно-транспортного происшествия или при загруженности, превышающей технические характеристики транспортного средства, нижняя и верхняя части кузова подвергаются деформации;

- движение автомобиля на высокой скорости по дорогам, требующим ремонта, по грунтовым дорогам и дорогам с щебеночным покрытием;

- наезды на железнодорожные пути, канализационные люки, удары о бордюры;

- отклонившиеся от нормы углы установки колес в результате ремонта или замены рулевого управления и подвески.

Признаки, свидетельствующие об отклонении от нормы углов установки колес:

- протектор шины подвергся неравномерному и одностороннему износу (Фото 9);

- в ходе движения автомобиля от шин исходит повышенный шум;

- при поворотах автомобиля даже на маленькой скорости шины издают отчетливый «визг»;

 - потеря прямолинейности хода автомобиля при наезде на дорожные неровности;

- при движении по прямой заметно возросло усилие на рулевом колесе или же из-за отпускания рулевого колеса автомобиль ушел в сторону.

Односторонний износ протектора

Фото 11. Износ протектора односторонний

Протектор шин изнашивается, как правило, неравномерно и односторонне в результате нарушения заданных углов установки. Такое нарушение приводит и к увеличению расхода топлива, износу деталей подвески из-за роста непредполагаемых нагрузок, существенному нарушению устойчивости и управляемости автомобилем, приводит к возникновению опасности при движении автомобиля.

Более ранний срыв колес в занос, и все вытекающие из этого аварийные последствия возникают на поворотах при движении автомобиля по скользкой и неровной дороге из-за неправильного схождения колес.

Быстрый выход из строя протектора шин обуславливается неправильным схождением и развалом колес. Это в основном происходит из-за того, что элементы протектора дополнительно проскальзывают при соприкосновении шины с дорогой. Такое проскальзывание может возникнуть, когда направление вращающихся колес не совпадает с направлением движущегося автомобиля. Появление острых кромок на наружном краю беговой дорожки протектора при повышенном износе, направленных по направлению продольной оси, может возникнуть из-за увеличенного угла схождения колес. На внутреннем краю беговой дорожки протектора можно наблюдать пилообразный косой поперечный износ, который возникает из-за недостаточного схождения и расхождения. При таком износе кромки, как правило, ступенчатые и имеют наружное направление. Рассматривая как пример шины грузового легкового автомобиля «ГАЗель», замечено, что его шины могут быть подвержены полному износу всего лишь за 1000 км. Это связано с отклонением, достигающим 10-15 мм. Особенно сильное изнашивание протектора шин происходит при расхождении колес. При расхождении колес автомобиль больше выходит из устойчивого положения, чем при большом схождении колес.

Подвергая автомобиль «Жигули» испытанию при его движении со скоростью от 70 км/ч до 90 км/ч, было замечено, что нормальное схождение колес для шин всех четырех колес способствует сопротивлению качения, величина которого достигает 20 кг. Схождение или расхождение колес на 1º является избыточным. При таком расхождении или схождении возникает дополнительное сопротивление качению, величина которого достигает 8,5 кг. При такой величине дополнительного сопротивления качению уменьшается топливная экономичность двигателя, и ухудшаются динамические свойства автомобиля.

Важно отметить, что развал колес в меньшей степени влияет на выход из строя протектора шин, чем схождение колес автомобиля. Но зато развал колес влияет при движении автомобиля на его устойчивость гораздо больше, чем схождение колес автомобиля. Автомобиль может потерять устойчивость при значительном отклонении в одну из сторон величины схождения колес. При этом автомобиль начинает заносить в разные стороны дороги, особенно если он движется с большой скоростью. Это может привести к довольно неприятным последствиям.

Гладкий или, чаще всего, ступенчатый износ внутренней части беговой дорожки протектора происходит при большом отрицательном угле развала колес (Фото 12). При значительной разнице углов развала левых и правых колес довольно резко начинает возрастать интенсивность износа. При этом если автомобиль прямолинейно движется вперед, можно заметить его интенсивное схождение в сторону.

Пилообразный износ рисунка протектора

Фото 12. Пилообразный износ протектора

При несимметричном развале правых и левых колес автомобиль теряет свое прямолинейное движение и происходит его уход в сторону. При этом возникает необходимость в постоянной регулировке направления движения автомобиля с помощью руля. Вследствие этого возникает пилообразный износ протектора, напоминающий по своему виду ступеньки, которые расположены на беговой дорожке протектора. Износ протектора шин будет неравномерным также, если схождение передних колес будет гармонично сочетаться с нарушением развала, т.е. при сохранении им симметричного положения.

Разное значение величины углов наклона на обоих колесах автомобиля повлечет за собой отрицательное влияние продольного наклона стойки на износ протектора. При этом одна из передних шин начнет интенсивно изнашиваться. Такой износ одной из шин будет являться односторонним, и напоминать по своим признакам ступенчатый или пилообразный износ.

 

Снижение технических характеристик амортизатора и изменение формы задней оси

Из-за снижения амортизационных характеристик амортизатора увеличивается износ протектора шин. Больше всего это происходит на дорогах, поверхность которых имеет ухабы. Задний мост автомобиля смещается относительно переднего, или же он подвергается деформации во время эксплуатации. Деформация самой балки приводит к вращению колес с некоторой несимметрией. Тем самым вызывается износ протектора, так называемый пилообразный, который, в конечном счете, распространяется по всей центральной дорожке протектора. От деформации мостовой балки зависит износ шин автомобиля, который проявляется с одной стороны или с его обеих сторон. Пилообразный односторонний износ шин с двух сторон автомобиля происходит из-за перекоса заднего моста. Как правило, он становится заметен уже при пробеге нескольких первых тысяч километров. Если вовремя не выявить и не устранить причины такого износа, то в дальнейшей эксплуатации на рисунке протектора появятся волнообразные следы износа, распространяющиеся на всю его поверхность.

Были известны неоднократные случаи, когда автомобиль, попавший в аварию, был отремонтирован, однако многократные регулировки развала-схождения передних и задних колес не смогли устранить неравномерный износ протектора шин автомобиля. Все это объясняется нарушением геометрии несущих элементов кузова автомобиля, попавшего в аварию. Это можно легко проверить на специальном стенде на станциях технического обслуживания. В каждом автомобиле на днище имеются контрольные метки, которые наносятся в соответствии с нормами конструкторской документации. При помощи специальных приборов по местоположению этих меток можно выявить отклонение их от исходного положения. Следовательно, можно сделать заключение о воздействии деформации на несущие элементы кузова. Таким образом, можно устранить износ протектора шин в результате ремонта элементов кузова машины.

Управление автомобилем при отсутствии опыта

В зависимости от умения вождения автомобиля и наработанного опыта и приемов вождения водителя изменяется срок эксплуатации и работоспособность шин. При этом необходимо учитывать:

- пробуксовку колес при начале движения автомобиля;

- резкая остановка автомобиля, особенно при движении с заносом;

- движение автомобиля на высокой скорости во время резкого обгона и на поворотах;

- наезды колесом на множественные дорожные неровности и препятствия;

- при приближении к тротуару прижимание шины к бордюрному камню;

- переезд железнодорожных путей на высокой скорости и прочее.

Нагрузка значительно увеличивается на элементы трансмиссии автомобиля при резком начале движения с места. Из-за этого увеличивается интенсивность местного износа рисунка протектора шины в результате прокручивания колеса на месте.

При резкой остановке выступающие части протектора скользят по поверхности дороги. Из-за всего этого значительно увеличивается трение, а значит и нагрев резины в области соприкосновения протектора колеса с поверхностью дороги. В результате значительно повышается износ рисунка протектора. Быстрый износ протектора происходит при большой скорости движения в результате резкого торможения. При частом резком торможении с заносом или юзом вначале происходит местный износ, а уже затем разрушаются слои брокера и каркаса. На груженом автомобиле в результате такого торможения может произойти разрыв протектора.

При совершении резкого поворота на высокой скорости на колесо воздействует не только центробежные силы, создаваемые его вращением, но и воздействуют центробежные силы, которые возникают при совершении маневра автомобиля. Совместно воздействие перечисленных сил значительно повышает противодействующую силу реакции дороги, стремящейся оторвать от обода борта шины.

Необходимо учитывать и другие факторы. Если, например, радиальной шиной прижаться к бордюру при парковке, то боковая стенка покрышки может повредиться, в результате чего появятся вздутия на шинах.