Гарантийные обязательства: что нужно знать?

Нередко автодилеры, пользуясь юридической безграмотностью населения, утверждают, что приобретение и установка колесных дисков в сервисных центрах, не являющихся авторизованными представителями производителя, - прямой путь к снятию автомобиля с гарантии. Это грубое нарушение закона «О защите прав потребителей».
В текст вышеназванного закона РФ описано три вида гарантии. Ответственность производителя, продавца или государства наступает в различных случаях.

1. Гарантия, предоставляемая государством.

Распространяется на все сертифицированные товары, допущенные на рынок РФ. В соответствие с ст. 19 п. 5 «О защите прав потребителей», регламентированная государством двухгодичная гарантия действительна для всех категорий товаров, в том числе и автомобилей.

2. Гарантия производителя

. Выдается заводом-изготовителем. Все вопросы с продлением или снятием гарантийных обязательств решаются только производителем, но никак не продавцом. Ст. 5 п. 6 рассматриваемого закона гласит, что производитель вправе устанавливать на свой товар любой срок, в течение которого в случае обнаружения каких-либо недостатков товар может быть заменен или, по требованию покупателя, принят обратно. Т.о. автодилеры не имеют права принимать решение о снятии автомобиля с гарантии.

3. Гарантия продавца.

В целях привлечения покупателей автодилеры предлагают дополнительные бонусы. Одним из них могут быть дополнительные гарантийные условия.
В законе «О защите прав потребителей» (ст. 5 п.7) сказано, что предоставляемые продавцом гарантийные обязательства должны быть идентичными или лучше, предоставляемых изготовителем. Это касается и периода действия гарантии, и перечня гарантийных случаев.
Т.о. ухудшение гарантийных обязательств со стороны автодилера является нарушением закона РФ.

Дилер отказывается от исполнения гарантийных обязательств!

Если автодилер отказывает в гарантии по причине установке колесных дисков, приобретенных в ином месте, следует произвести следующие действия.
Во-первых, обратитесь к закону «О защите прав потребителей». В ст. 6 говорится о том, что изготовитель обязан обеспечить возможность получения ремонта и техобслуживания своей продукции. Дилер – лишь продавец, который не имеет права препятствовать изготовителю в совершении прямых его обязанностей.
Во-вторых, перечитайте договор купли-продажи. Пункт, обязывающий вас приобретать что-либо или устанавливать только в конкретном салоне, является недействительным, так как противоречит российскому законодательству. Ст. 16 регулирует этот вопрос следующим образом: приобретение чего-либо не может быть повлечь за собой обязанность покупателя приобретать иные товары у того же продавца. Это нарушение права свободного выбора товаров. Если при этом покупатель несет убытки, продавец обязан возместить ущерб в полном объеме.
В-третьих, согласно ст. 14.8 п.4 КоаП РФ, продавец несет административную ответственность за включение в договор условий, которые ущемляют права потребителя, установленные в законодательном порядке. Штраф, который дилер будет обязан выплатить, составляет:
- 1-2 тыс. руб. для должностного лица;
- 10-20 тыс. руб. для юридического лица.
В случае предъявления претензий на основании не оригинальности купленных вами дисков следует обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля. Согласно ей, изготовителем разрешено установка и эксплуатация любых шин и дисков, имеющих рекомендованный типоразмер. Отказ в гарантийном обслуживании на этом основании также противоречит федеральному закону.
Для доказательства правомерности использования приобретенного вами оборудования потребуйте у официального представителя сопроводительные документы (например, certificate of conformity), где указаны необходимые параметры.
Даже несоответствие параметров купленных вами дисков или шин с указанными в документации не является достаточным основанием для отказа в гарантийном обслуживании. Для доказательства того, что неисправность агрегата или узла произошла по причине несоответствия, может только независимая экспертиза, проводить которую дилер должен за свой счет.
Экспертиза должна проводиться в присутствии продавца. Ее результаты могут быть оспорены в соответствие со ст. 18 п. 5 закона «О защите прав потребителей».
Устанавливать же диски можно в любом сервисном центре, имеющем сертификат Ростеста.
В случае категорического отказа следует:
- попросить представителя автосалона предоставить письменный отказ с указанием причины. Эта бумага послужит основанием для подачи иска в суд, который выиграете вы. Дилеры это прекрасно осознают, и, как правило, не доводя дело до судебных разбирательств, соглашаются с вашими условиями;
- в случае отказа предоставить письменное заявление о продлении гарантийного обслуживания оформить претензию в двух экземплярах, один из которых вручить дилеру. Это можно сделать несколькими способами. Либо вручить любому представителю автосалона с просьбой расписаться на втором экземпляре. Либо отправить по почте заказным письмом. Либо вручить представителю автосалона в присутствие двух свидетелей, которые должны оставить на копии не только свои подписи, но и паспортные данные. Их могут пригласить в суд для подтверждения вручения претензии.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что все попытки автодилера отказать в продлении гарантийного обслуживания должны быть документально подтверждены и иметь под собой веские основания. Одного лишь словесного отказа недостаточно, и вы можете уверенно отстаивать свои права.